/ Как устроена доска для серфинга

Чем дольше вы прокатываетесь на сёрфе, тем больше возможностей вы испытаете с разными досками. Доски могут отличаться длиной, шириной и толщиной. Со временем вы поймете, что каждая из них ведет себя по-своему. Даже если взять доски одинаковой длины, вы будете чувствовать разницу между ними. Что влияет на ощущения при серфинге? Ответ на это вопрос заключается в особенностях конструкции доски. Главными элементами являются нос, хвост, рейлы, дэка, дно, рокер, стрингер и плавники, а также размеры доски - длина, ширина, толщина. В этой статье мы подробно рассмотрим каждый из этих элементов, объясним, из чего они состоят и как они влияют на катание.
/ ПАРАМЕТРЫ СЕРФБОРДА
/ ДЛИНА СЕРФБОРДА
Длина доски измеряется в футах от носа до хвоста. Большинство досок имеют длину от 5 до 12 футов. Чем длиннее доска, тем легче ей плавать, быстрее можно грести и легче ловить волны. Больше информации о длине можно найти в статье "Доски для сёрфинга. Виды и характеристики".
/ ШИРИНА
Ширина сёрфа, измеряемая в его самом широком месте, представляет собой один из важных параметров. Большинство современных сёрфовых досок имеют ширину в диапазоне от 18 до 25 дюймов. Чем шире доска, тем короче она может быть, при этом сохраняя свою плавучесть и способность ловить волны.
/ ТОЛЩИНА И ЕЁ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (THICKNESS AND FOIL)
Доска для серфинга измеряется по толщине в своей самой толстой части. Современные сёрфы имеют толщину от 2¼ до 3¼ дюймов. Толщина доски зависит от веса сёрфера, чем он тяжелее, тем толще должна быть доска. Толщина доски влияет на ее возможность ловить волны, легкость плавания и скорость в медленных секциях волны. Слишком толстая доска будет трудна в управлении, а слишком тонкая будет трудно грести и ловить волны. Толщая доска обычно более прочная. Толщина доски влияет на ее характеристики и катание на ней. Важно найти правильный баланс толщины сёрфа в его трёх частях: нос, центр и хвост.

Характеристики носа сёрфа влияют на его маневренность и на то, как сёрфер должен распределить вес на доске. Чем более тонкий нос, тем лучше доска поворачивается. Однако, слишком тонкий нос может привести к тому, что сёрфер "зароется" в воду при резком повороте.

Толщина хвоста также имеет значение. Толстый хвост помогает сёрферу грести и ловить низкие волны. Благодаря увеличенному объему в задней части доски, задняя часть будет лучше плавать и помогать поддерживать скорость на медленных участках волны. Толстый хвост лучше всего подходит для небольших волн.
Чем тоньше хвост, тем более эффективным будет его внедрение в поверхность волны, что позволит обеспечить необходимый контроль при катании на крупных волнах.
/ ПАРАМЕТРЫ СЕРФБОРДА
Первые 12 дюймов (1 фут) доски считаются носом. Форма носа влияет на возможность катания на носу, разгребаемость и лёгкость входа в волну.

Острый нос используется практически на всех шортбордах. Он делает рельеф более закругленным, что помогает стартовать с резких волн, не зарывая нос в воду. Меньший объем облегчает процесс проныривания волн (duck dive).

Круглый нос обеспечивает большую поверхность соприкосновения с водой, что придает доске большую стабильность. Такая форма позволяет легче разгребаться и планировать по волне. Лонгборды и большая часть фанбордов используют круглый нос.

Скруглённый острый нос - переходный вариант между двумя предыдущими формами. Имеет большую манёвренность, по сравнению с круглым носом, при этом на доске с таким носом проще ловить волны, чем на шортборде.
/ НОС (NOSE)
/ РЭЙЛЫ (RAILS)
Рэйлы, или края доски от носа до тэйла, могут быть разных форм и выполнять разные функции: помогать в поворотах, сохранять скорость или обеспечивать лучшую плавучесть. Существует много мнений о том, какая форма рэйла подходит для разных условий, но все они сводятся к двум основным типам: мягким и жестким.
Жесткий рэйл, известный также как нисходящий рэйл, имеет более удлиненную форму с покатым краем и иногда может быть угловатым у основания доски.

Жесткие рейлы лучше подходят для современных шортбордов. Они проникают в воду с большей стабильностью на высоких скоростях и обеспечивают более быстрые повороты, но затрудняют резкие повороты. Оптимальным условием для использования жесткого рейла являются большие, резкие трубные волны.

Мягкие рейлы имеют более округлую форму, напоминающую яйцо, в поперечном сечении.

Если речь идет о коротких досках, то обычно используются жесткие рельсы, тогда как на длинных досках и досках для небольших волн чаще всего можно встретить мягкие рельсы. Круглая форма рельсов позволяет прощать ошибки, что означает, что вероятность погрузиться в воду на более пологой части волны будет ниже. Однако, недостатком такой формы рельсов является то, что они сильно замедляют доску и затрудняют маневрирование на больших волнах. С другой стороны, мягкие рельсы позволяют сурферу наиболее эффективно использовать поворотный радиус плавников. Толстые рельсы помогают справляться с волнами и сохранять скорость на плоских участках волны, однако их сложно погрузить в воду, что требует большого количества энергии для перекатывания и поворотов.

Большинство сёрферов ощущают себя комфортно на досках с гибридной формой рэйла, которая сочетает преимущества как жесткого, так и мягкого рэйла. Эта форма доски всё так же обеспечивает быстрое движение на резких волнах и позволяет полностью использовать плавники на небольших, пологих волнах.
/ РОКЕР (ROCKER)
Один и тот же момент, когда структура серфинг доски влияет на соответствующие волны. Если доску поместить на плоскую поверхность и рассмотреть ее сбоку, мы увидим, что сёрф имеет изгиб. Этот изгиб называется рокером. При покупке доски рокер не всегда принимают во внимание, но это один из важнейших элементов, который может радикально изменить поведение доски. Шейперы начинают создавать форму серфинг доски с помощью рокера, а затем переходят к созданию формы днища, бортиков, верхней части и других элементов.
В современных досках есть три типа рокера, которые следует рассматривать отдельно: рокер носа, рокер хвостовой части и рокер центральной части доски.

Если рокер носа сильный, это обычно характерно для досок, предназначенных для больших волн. Большой изгиб в носовой части позволяет доске не погружаться в воду при старте на резких волнах.

Чем более крутой рокер хвостовой части, тем более маневренной становится доска. Поднятый хвост обеспечивает большую чувствительность задней части доски к движениям сёрфера во время крутых поворотов.

Изгиб центральной части доски влияет на скорость. Если рокер меньше, то доска лучше планирует на маленьких волнах и легче противостоит волнам. При сёрфинге на больших волнах чаще используют больший изгиб в середине, что помогает при старте и улучшает контроль доски.
/ КАК УСТРОЕНА ДОСКА ДЛЯ СЕРФИНГА СНИЗУ: ДНО (BOTTOM)
То, каким образом вода скользит по дну сёрфа влияет на его поведение. Воздействовать на движение воды можно путём изменения профиля дна доски. Существует несколько видов этого профиля.
Flat (Плоское). Изначально все доски были с плоским дном. Из-за такой формы они обладают высокой скоростью. Плоское дно чаще всего используется на досках для маленьких волн, таких как фишборды, фанборды или лонгборды. Однако на больших волнах сёрфы с плоским дном теряют стабильность.
Vee. V-образное дно. Описание доски для серфинга. В данной конструкции, стрингер на V-образном дне погружен глубже в воду, чем рэйлы. Такая форма позволяет легко переходить с одного рейла на другой и значительно улучшает контроль над доской при высоких скоростях. V-образное дно чаще всего применяется в хвостовой части доски.
Когда дно имеет вогнутую форму, рейлы доски погружены глубже в воду. Это создает конкейв, который направляет воду к корме доски в сторону плавников. Такое движение воды дает дополнительное ускорение и положительно влияет на контроль над доской. Такой профиль наиболее подходит для гладких волн и хороших условий, но во время хопа доска может быть не очень стабильной.
Есть еще один вариант конкейва - двойной конкейв (Double Concave), где дно доски разделено на два канала вместо одного. Эта форма делает доску более маневренной, чем обычный конкейв.

В настоящее время самой популярной формой дна у шортбордов является Single to Double Concave - в передней части используется одиночный конкейв, а в более задней части он изменяется на двойной.
Channels (каналы). Дно сёрфа может иметь форму с двумя или восемью узкими каналами, по которым вода направляется к хвостовой части. Эта форма дна значительно увеличивает скорость сёрфа, но ухудшает его маневренность. В современных сёрфбордах все чаще используются несколько типов дна, например, плоское дно в передней части, которое переходит в неглубокий выпуклый профиль в центре и превращается в V-образное дно в хвостовой части.
/ ДЭКА/ПАЛУБА (DECK)
Главный смысл разнообразия форм деки — распределение объёма доски по длине, без его потери. Различные шейпы палубы контролируют распределение толщины доски между стрингером и рейлами.
Плоская (Flat). Плоская дэка означает максимум объёма, и вдоль стрингера, и вдоль рэйлов. Форма, которая ведёт к стабильной, но не очень манёвренной манере катания.

Покатая (Domed). Большая часть пены сосредотачивается вдоль стрингера, делая рейлы более тонкими. Подходит для агрессивного стиля катания, с резкими поворотами и манёврами.

Вогнутая (Concave). Уменьшенный объём вдоль стрингера. Снижает центр гравитации сёрфера, располагая его ноги ближе к дну доски, а также добавляя гибкости доске.

Ступенчатая (Step). Одна из недавно внедрённых форм деки, в которой её неиспользуемая сёрфером во время катания часть удаляется. Например, срезается пена вдоль рейлов или убирается кусок носа, образуя ступеньку (отсюда и название).
/ КАК УСТРОЕНА ДОСКА ДЛЯ СЕРФИНГА С ЗАДНЕЙ ЧАСТИ? ТЭЙЛ/ХВОСТ (TAIL)
Когда рассматривается различные формы хвоста, следует запомнить одно простое правило - угловатые хвосты позволяют доске поворачивать резче, в то время как более скругленные делают повороты более плавными. Форма хвоста влияет на стабильность сёрфинга на поверхностях волн. Представьте, как вода обтекает заднюю часть доски. Она «прилипает» к контурам доски. Скругления задерживают воду дольше, в то время как углы позволяют воде быстро уходить. Круглый или острый хвост делает доску более стабильной в больших волнах, тогда как хвост квадратной формы или в форме ласточкиной хвостовой перьевой косточки делают доску более маневренной, похожей на скейтборд. Разные формы хвоста имеют разную ширину. Ширина хвоста влияет на ускорение и контроль. Разнообразие форм хвостов на современных досках сводится к нескольким основным формам.

Главный смысл разнообразия форм деки — распределение объёма доски по длине, без его потери. Различные шейпы палубы контролируют распределение толщины доски между стрингером и рейлами.
Острый тэйл (Pin tail). Определенный дизайн хвоста придает доске наилучшее сцепление с водой и обеспечивает контроль над ее движением. Острый задний конец является самым узким. Доски с острым задним концом более сложны в управлении, особенно на небольших волнах. Именно поэтому такая форма заднего конца встречается в основном на ганах (gun). Когда вы стартуете на большой волне, сцепление и контроль намного важнее, чем маневренность.
Квадратный тэйл (Square tail). Исторический прародитель всех тейлов, использованных позднее другими формами. Квадратный тейл обладает широким профилем, что придает доске большую устойчивость. Из-за этой ширины рейлы (борта) имеют меньшую изгибаемость. Во время поворотов резкие углы квадратного тейла погружаются в воду и, тем самым, позволяют делать более резкие повороты. Эту форму хвоста чаще всего можно встретить на лонгбордах, хотя на некоторых шортбордах также могут быть меньшие версии квадратных тейлов.
Круглый тэйл (Round tail). Этот контур очень похож на острый хвост, так как он также обеспечивает поток воды по всей доске, обеспечивая лучшее сцепление, чем квадратный хвост, в больших, быстрых и взрывных волнах. Одновременно, за счет большей ширины, он позволяет более гибкие повороты, чем острый хвост. Рельсы становятся более закругленными, что делает повороты более плавными. Кроме того, увеличенная поверхность контакта обеспечивает большую скорость на медленных участках волны.
Скруглённый тэйл (Round square). Самый распространенный вариант дизайна хвоста сочетает преимущества как квадратных, так и круглых форм хвостов. Этот дизайн является наиболее универсальным и обеспечивает стабильность на волнах любого размера и склона - как на больших и крутых, так и на мелких и пологих.
Ласточкин хвост (Swallow tail). Дизайн в форме V с двумя острыми хвостами объединяет их вместе. Это увеличивает площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает больше контроля при поворотах, лучшее сцепление с водой и более высокую скорость на медленных участках волны. Ласточкин хвост идеально подходит для маленьких волн, поэтому мы видим его на всех рыбах.
Ассиметричный хвост. Недавно были созданы дизайны сёрфбордов с ассиметричной задней частью. В таком случае, в дизайне сёрфборда сочетаются две разные формы задней части, что позволяет райдеру использовать одну форму при езде лицом к волне, а другую - при езде спиной.
/ ПЛАВНИКИ/ФИНЫ (FINS)
На сегодняшний день фины не относятся к тому, как устроена доска для серфинга, но это неотъемлимая ее часть. Плавники направляют движение доски и во многом определяют возможность контроля над доской, то, как она поворачивает и насколько быстро движется. Плавники бывают вклеенные — это значит, что плавник «вживляется» в доску ещё на стадии изготовления и его нельзя заменить и сложно ремонтировать, если он сломается. А также бывают плавники заменяемые, которые устанавливаются в специальные закладные и закрепляются винтами. Такая конструкция позволяет менять плавники по мере их износа или для изменения поведения доски (например, чтобы сменить три плавника на один, или на четыре, если это позволяет конструкция доски)

Плавников на доске может быть от одного до пяти, максимум зависит от того, как устроена доска для серфинга.
Сингл фин (Single Fin – один плавник). Сингл фин – классический, большой и широкий плавник, расположенный на заднем конце сёрфинговой доски. Он считается ретро стилем и редко встречается на коротких досках, где обычно используется только один плавник на лонгбордах. Сингл фин доски предназначены для плавного и длительного катания по волне, без резких маневров и вполне маневренные для езды прямо. Не стоит ожидать возможности резких поворотов на доске с одним плавником, так как они выполняются плавно и неторопливо. Катание на сингл финах требует навыка использования скорости, которую дает волна.
Твин фин (Twin fin – два плавника). В начале 1970-х годов, при появлении шортбордов, мастера создания досок начали пробовать различные формы и плавники. В итоге была разработана доска с двумя плавниками, которые размещаются по бокам сёрфа, близко к борту. Это изменение значительно повысило манёвренность доски по сравнению с обычной доской с одним плавником. Твин фин позволяет сёрферу поворачивать доску на месте. Сёрфы с двумя плавниками обладают высокой скоростью, так как не имеют центрального плавника. Однако на больших волнах эти доски менее стабильны, особенно если волна образует трубу.
Три плавника (tri-fin или thruster). Этот тип сёрфинга является наиболее распространенным и отлично подходит для различных условий — от маленьких и покатых волн до больших волн с трубами. Доски с тремя плавниками объединяют в себе маневренность двухплавниковых досок и стабильность одноплавниковых. Основным недостатком таких сёрфов является то, что центральный плавник замедляет доску, когда сёрфер едет прямо. Поэтому для поддержания и увеличения скорости необходимо постоянно передвигать доску с края на край. Однако за счет этой скорости стало возможным осуществлять прыжки на волнах.
Quad setup, четыре плавника. Один из вариантов универсальной компоновки, при которой плавники располагаются попарно вдоль рейлов, имеет ряд преимуществ. Этот сетап обеспечивает очень высокую скорость без необходимости кантования, как на досках с тремя плавниками, и при этом обладает большой маневренностью и стабильностью на больших волнах. Однако многие считают такую доску слишком отзывчивой и маневренной. Именно поэтому, компоновка с четырьмя плавниками является весьма специфической и не всем сёрферам нравится.
Пять плавников. Доска для серфинга не всегда может иметь пять закладных для плавников, однако есть модели с такой конфигурацией. Например, известный серфер Келли Слэйтер использовал пятый маленький плавник на соревнованиях Quik Pro New York в 2011 году и был доволен такой настройкой.
Надеемся, что информация, которую мы предоставили, помогла вам получить новый взгляд на структуру серф-доски и более глубоко понять, как различные элементы влияют на ее поведение в воде. Удачи в выборе серфа, и до скорой встречи на волне!
/ Surffamily
16.01.2023